Дмитpий Hecтepук

Блог о программировании — C#, F#, C++, архитектура, и многое другое

Велосипеды

Как вы уже догадались, это страница про велосипеды. Теперь, когда я на пенсии и времени чуть более чем вагон, есть шанс заняться чем-то новым.

Хорошие новости! Мой велофанатизм прошел. Совсем прошел. Я улучшил все что хотел на основном велосипеде — руль, седло, крылья, педали — так что улучшать больше нечего. Катаюсь каждый день, даже в минус 20, но на велофорумах и в магазинах больше не сижу. Пора найти еще одно хобби…

Велоспорт?

Для меня, велосипед — не спорт. Я не люблю сильно страдать, а велосипед — это 50% мазахизма, особенно если не заботиться о собственном комфорте. По хорошему, вел создает большую нагрузку на сердце, плюс опять же коленные суставы, которые можно стереть и будет просто адская боль — этого хотелось бы избежать.

Для меня велосипед — всего лишь средство передвижения, с комфортом, с ветерком, если повезет. Я езжу на веле сам, я вожу ребенка на велосипеде в школу (что продлится недолго, т.к. он уже большой). Я рано или поздно пересяду на электровел т.к. это круто и мучаться нужно еще меньше. Так что для меня это — не спорт, и мне даже какие-то 20км даются совсем нелегко. Но это возможно потому, что я мало занимаюсь.

Катание Зимой

Я катаюсь каждый день, мне все равно, зима-незима, нуль или минус 20. Чтобы кататься зимой, нужны:

  • Тёплая одежда — тут всё очевидно, нужно одеваться в лёгкую, спортивную одежду. Она продается везде, сто́ит конечно недёшево. Шерсть и прочее не подходит. В особо холодных условиях первыми мерзнут пальцы ног и рук.

  • Шипованная резина — если просто катаете по городу, вам хватит и Shwalbe Marathon Winter. Если катаете за городом по неровностям на MTB, то можно брать Shwalbe Ice Spiker Pro или Kenda Klondike Wide. Поменяют вам резину в любом веломагазине, да и самому не так уж и сложно: специнструмент кроме велоключа и насоса не нужен.

  • Огоньки — в темное время суток. Передний должен быть белый-желтый, задний красный, их наличие и цветовую гамму в Европе требует закон (хотя наказания за их отсутствие нет).

Из дополнительного позитива, могу порекомендовать теплый чай в термосе

Почему электровелосипед лучше обычного:

  • Создает ту же нагрузку на ноги, но она лучше распределена: вы можете намного дальше заехать (дистанция в 40-60км уже не кажется такой страшной, а с двумя батарейками можно проехать и все 150) и удалены пиковые (самые неприятные для коленей) нагрузки.

  • Сохраняет ваши коленные суставы т.к. велосипед помогает в те моменты, когда на них самая сильная нагрузка: старт с места (ускорение) и подъем в гору. Также, ваш велосипед приобретает проходимость фэтбайка и даже лучше — недавно гонял на скорости по кочкам, по которым на «механике» проехать практически невозможно.

  • Электровелосипед постоянно мониторит проходимость. Например, заехав на снег, где нужно больше крутить чтобы проехать, вы вряд ли будете в моменте менять скорость на более низкую. А электровел почует падение скорости к оборотам и добавить мощности, тем самым решая проблему проходимости где бы вы не были. Это сложно объяснить словами, это нужно пробовать!

  • Позволяет везти с собой больше и не беспокоиться о весе велосипеда. Хотите крылья? Пожалуйста. Багажник с вещами? Термос с горячим чаем? Да без проблем, главное чтобы было куда прикрепить.

  • Позволяет иметь более универсальный велосипед. Все это деление на кантрийники, шоссейники, и так далее — это компромисс, который нафиг не нужен. Просто берете двухподвес, включаете амортизацию и вперед! О лишних нагрузках из-за мягкости подвески можно вообще не думать. И ехать мягко и на поребрики заезжать легко, в руки не бьёт. Плюс не так сильно трясет по неровностям. Шипованые шины тоже можно, думаю, без больших потерь приделать. Короче вы получаете лучшее из всех возможных миров, не нужно идти на компромисс.

  • Позволяет не думать насчет зарядки для телефона или камеры, т.к. она уже встроена в велосипед. Тянем от велокомпьютера провод microUSB-microUSB, profit! (Интересно что таких кабелей считай не существует, нужен переходник, но все же…)

  • Чтобы кататься на электровелосипеде, не надо одеваться в спецодежду, т.к. потеть вы будете намного меньше. И да, седло можно поудобнее сделать (см. мои рекоммендации ниже), никакие «памперсы» и прочая велоутварь толком не нужна, обычная одежда прекрасно подходит.

Сравнивать электровелосипед и обычный вел — это как сравнивать костер и плиту: на обоих можно зажарить мясо, но степень удовольствия определенно разная. Да, на фоне электровела периодически возникает капризное нытье велофанатов что это «читерство», но я перестал прислушиваться к мнению людей лет в 30, чего и вам советую. Нытики они в России везде, лишь бы поныть. Жалкое зрелище…

Аксессуары

С велосипедами интересная ситуация, в том смысле что тебе продают велосипед, который не готов к употреблению — в нем нужно поменять вагон всего чтобы хоть как-то можно было кататься. Из того что я советую делать сразу вот это:

  • Седло — с огромной вероятностью, вам продали вел со спортивным, полностью неюзабельным, седлом. Выкиньте его на помойку прямо сейчас, и ни в коем случае не пытайтесь на нем кататься — задняя часть буде болеть уже после 10мин использования! Для вальяжного катания купите себе большое (огромное!) гелевое седло вроде Cloud9, но если у вас MTB, то такое седло — слишком большое. Для более быстрой езды – что-нть вроде Serfas RX Cruiser (это моё любимое седло, супер-комфортное, у меня 2 таких):
    1000x1000_54d3baffd6dde1
  • Руль — ну тут как повезет. Но на MTB, руль очень низок и далек от вас. То есть приходится менять например вот на такой. Не забываем и про грипсы — у меня кожаные Ergon GP1, но вообще надо подбирать.
  • Крылья — вы в России а не в Европе. А следовательно, не надо мне плести что «на MTB крылья не ставят» — поставите, как только обольетесь грязью от Ж и до головы. То есть, зная РФ, при второй же поездке. Крылья нужно брать длинные, и металлические. Плевать что ваш MTB выглядит немного странно, главное что вы в чистоте. На мнения эстетствующих кладём.
  • Задний свет — в темное время суток, освещение на веле в Европе должно быть по закону. В РФ естественно всем пофиг, но это не значит что нужно забивать на собственную безопасность. Задний свет должен быть красный, хорошо видим, крепятся такие штуки обычно под седло, ну и хорошо если эта штука заряжается от USB, но все современные работают именно так, так что все ОК.
  • Передний свет — это сильный диодный фонарик, который можно снять. Тут можно не эстестсовать — я понимаю что вы уже захотели динамо-втулку на переднее колесо, забейте, оно не для этого нужно а для того чтобы ваш жадный до батареи GPS хоть как-то работал когда вы потеряетесь в лесу.
  • Звонок обыкновенный — заметьте что «молоточный» звонок брать нельзя т.к. пешеходы в РФ класть на него хотели, и на вас по ассоциации. Так что берем старомодный звонок времен 80х, работают такие хорошо. Анти-автомобильные звонки не советую, у нас водители все с травматами, получите перестрелку на ровном месте.

Штуки которые идут далее, идут бонусом и не рекомендуются всем.

  • Шлем — исследования показывают, что велосипедный шлем спасает жизнь только когда ты ездишь на большой скорости и падаешь куда-то. При столкновении с машиной у тебя все равно шансов нет, а катаясь со скоростью 25км/ч по пешеходным или велосипедным дорожкам, рискуешь в случае падения не многим. Велошлем — личный выбор каждого. Я пока езжу без него т.к. не катаюсь по проезжей части и езжу в пределах 20-30км/ч.
  • Подсельные штырь с амортизацией — это если вам слишком жестко ездить. У меня такой установлен на hardtail, я взял Cane Creek Thudbuster ST (есть еще LT, он больше). Он кстати амортизирует латерально, т.е. при наездах на поребрик и просто неровности – самое то. Но $200, что недешево.
    8415_02_d1
  • Велокомпьютер — большинству людей нафиг не нужен. Показывает вам текущее время, скорость (для измерения скорости нужен магнитик на спицу) и вагон всякой абсолютно ненужной информации вроде того сколько вы всего проехали, текущая температура, и так далее.
  • GPS — имеет смысл если вы катаетесь невесть где и хочется знать куда ехать. И вот тут есть варианты — мобильный телефон, который на картах+GPS умрет примерно за час, или целенаправленно купить Garmin долларов за 300, с маленьким экраном но зато это как велокомпьютер+GPS одновременно, что круто но дорого. Но я скажу по собственному опыту, я без GPS не ногой, хотя смотреть на него и ехать — та ещё затея.
    mg_26311
  • Багажник — перевозить вещи или маленьких детей. Кстати если повезете ребенка, долларов за 3 можно купить металлические палки на концы задней оси чтобы мелкому было куда ставить ноги. У меня такое стоит на одном из (дешевых) велов и это суперудобно. А, багажник? Ну там что-нть мягкое под Ж подложить и всё, вперед. Есть еще кстати передние багажники-корзины, выглядит не очень, на пикник разве что.
  • GPS трекер — на тот случай если уведут у вас вел. Типа можно отыскать по GPS, хотя это скорее реально в Европе (там частеые дома), чем у нас где 16-этажка с 1200 квартир и ищи-свищи. Я не уверен насколько это вообще реально, хотя кто знает.
  • Сумочка для велоключей и прочего добра — думаете не будете ремонтировать ваш вел «в поле»? Фиг вам. Вот история: еду я недавно по Лаппеэнранте, разгоняюсь под горку, фигак – открытый гололед, не посыпаный. Естественно падаю, ругаюсь нецензурно, встаю, еду дальше. Но че-то вел медленно идет. Передняя втулка, у которой у меня еще и магнит сбоку (вел складывается и магнит его фиксирует), как-то ударилась и перестала работать. Пришлось ее немного подкрутить прямо на улице, пока не заработала. Так что мой совет – велоключ с собой в сумку за седло – так, на всякий случай.
  • Насос — я не вожу, хотя есть очень маленькие. Не вижу смысла на коротких (день-два) поездках. Обычно просто перед выездом проверяю шины, если что подкачиваю. Подозреваю, что от прокола насос не поможет, а если колесо постоянно спускает — это, считай, прокол.
  • Запасная камера — вообще хорошая идея, но весит уже существенно и не влезает в подсельную велосумку. Так что я не уверен. Я думаю что в теории – хорошо, а на морозе -20 я колесо не поменяю. В дальних походах наверное незаменимо.
  • Оружие – у меня было несколько случаев когда за мной гнались стайки собак. И ладно еще собаки — я считаю, что лучше всегда быть в состоянии, когда ты при надобности можешь уложить полдюжины человек не особо напрягаясь. Мало ли какая ситуация. Я например иногда езжу в совсем отдаленные места, и рисковать тупо не хочется. Тут варианты разные — устройства собакоотгона (да-да, такие есть, пугают собак звуком который не слышит человек), шокеры, газовые балончики, травматы/пневматы, огнестрел в конце концов, с запиской что вы его в поле нашли идете вот прям щас сдавать.

Заметка насчет Aliexpress и иже с ним

Получив огромный опыт, я не рекомендую покупать с китайских сайтов ничего велосипедного вообще, даже фонарики или велокомпьютеры. Причина простая: полное отсутствие контроля за качеством. Лучше переплатить на Amazon но получить что-то, что реально работает.

Вот небольшой список того, что я умудрился купить на Ali и что с этим оборудованием не так:

  • Задний свет с управлением — банально непропилено крипление для него, пришлось корректировать ножом.

  • Светлячки — по сути работают только на заднем колосе. На переднем работать отказываются.

  • Велоочки — сделаны вообще не для людей, а для формы лица “меня ударили кирпичем”. В результате катастрофически неудобны.

  • Фонарики — взял два, у одного фонарик влезает в крепление на руль, у другого — ни в какую. Вообще, заказав и испробовав велофонарики, я их не рекомендую. Купите уже нормальный свет.

  • Велокомпьютеры — вообще работают, но процесс настройки некорректно написан и неинтуитивен, пришлось несколько раз проходить весь процесс настройки чтобы компьютер начал правильно считать скорость.

В целом я не рекомендую покупать ничего дешевого. По крайней мере замок точно должен быть дорогой и надежный, а лучше 2 или даже 3. Крылья лучше металлические а не дешевый пластик. За седло лучше переплатить, чтобы (Ж) не болела. И так далее.

Какой вел купить?

Каверзный такой вопрос. Я не могу ничего конкретного сказать, но лично я бы ставил приоритеты вот так:

  • Электрика или механика: я сильно склоняюсь к электровелам с центральным мотором, и если конкретно — к системам Bosch и Yamaha (у меня Bosch). Если брать Bosch — надо искать двухбатареечный Bosch Speed. Формально, для него нужны вод. права, но только формально. Скорость до 45 — на практике вы будете катать 30 по пешеходке, ну по проезжей можно побыстрее.

  • Подвес: я сильно склоняюсь к двухподвесу, даже если вы катаете по городу и вам даунхил/АМ нафиг не нужен. После двухподвеса уже садишься на обычный вел и «что-то не то». Конечно, за все нужно платить, но именно поэтому у передней и задней амортизации есть lock-out режимы, то есть ее можно выключить. Причем переднюю — прямо с руля.

  • Колеса: для взрослого мужчины — 27.5+ (это нынче самый модный размер; не спорьте, это так), и соответственно рамы и вилки которые с BOOST. Идеальная толщина нынче от 2.6 до 3.0. Материал — люлюминий если вел металлический, карбон если рама карбон. Безкамерку я не пробовал и не знаю, ровно как и Procore.

  • Материал рамы: сталь для электрики, карбон для механики. Посмотрите какая конфетка. Есть электровелы на карбоне, но скорее commuter’ного типа.

  • Тормоза: только дисковые. Can never go back.

  • Шатуны: 1- или 2-скоростные. 3 скорости спереди уже не модно и не практично. Хотите быть «на острие»? Берите овальную звезду. Советую правда заранее про них почитать.

  • Педальки: вообще для электрики просто Shimano Saint где-то в 99% случаев, а вот для механики все сугубо индивидуально и я бы не рисковал что-то советовать.

  • Кассета: вообще, вы заметили что топовые электровелоделы часто втыкают Rohloff? Так вот, если вы не планируете агрессивно кататься и вас беспокоят болтающиеся придатки, то Rohloff – для вас. Только его сложно присобачивать т.к. нельзя (насколько я знаю) купить готовое колесо. Если не нравится — есть куча вариантов, от SRAM Eagle и ниже, я тут даже не знаю что сказать т.к. кол-во скоростей очень слабо влияет на удовольствие от катания, и на «крайних» вы все равно кататься не будете.

  • Покрышки: очень индивидуально — выбор огромен, а разница порой минимальна. На CRC продаются пары front/rear покрышек, я бы взял что-нть оттуда, например пару Schwalbe.

  • Руль: я тяготею к кривым прогулочным рулям вроде NC-17 Trekking, у меня несколько таких. Если учесть что в окоянной даунхила и АМ считай нет, да и горок-то нет, непонятно зачем это всё. Лучше уж удобства.

  • Седло: удобное, круизерное седло даже если вы будете гонять. Гонять вы скорее всего не будете: вы в городе, у вас не шоссейник, так что лучше ехать с комфортом.

  • Грипсы: не экономьте и возьмите кожаные. Дорого но удобно.

  • Брызговики: нужны даже если вы на двухподвесе.

Tern Joe D24

Ахх, мой первый после долгого перерыва велосипед, Tern Joe D24 (€500). Это складной велосипед с большими колесами 26″. В нем я конечно провел некоторые замены, в частности, я поставил подсельный штырь Cane Creek Thudbuster ST и седло Serfas RX вместо того мусора, который идет с велосипедом. Также, у меня поставлены крылья (пока дешевые, пластиковые) и куча всякого мусора на руле (велокомпьютер, фонарик, и т.п.).

В целом, как первый велосипед — сгодится. Спокойно убирается в автобус на котором я езжу в Лаппеенранту. Шины by default на нем хорошие кстати — Shwalbe Big Apple, также для зимы я заказал шипованные Shwalbe Marathon Winter.

Tern Joe D24 Folding Bicycle

Нравится:

  • Легкость, где-то 16кг
  • Руль с наклоном, нормальный грипсы
  • Складываемость
  • Шины Shwalbe Big Apple в комплекте
  • За дополнительную стоимость, Tern (PremiumBikeGear) поставляет багажник Cargo Rack и он хорош… серьезно, красивый, черный такой, качественный
  • Руль стоит на направляющей. Его в принципе нельзя прикрепить к вилке криво.

Не нравится:

  • Дешевые манетки. Они работают, но переключение передней звезды «так себе»
  • Ободные тормоза. Я уже привык к дисковым, наверное надо было брать модель Joe чуть подороже, но… поздно.
  • Седло. Сёдла сейчас со всеми велосипедами – гоночное Г, но тут особенное Г.
  • Складываемость не продумана на 100%. Подразумевалось, что вел можно сложить за 5 секунд. Нифига. Дизайнеры профакапили то, что руль и седло на одном уровне. Так что нужно демонтировать руль.
  • Tern поставляет стандартные крылья пости на все свои велосипеды… кроме этого. Почему? Что за бред?

Crescent Elgar 27,5

Это мой новый электровелосипед с системой Bosch Performance, батарейкой 400w, двусторонней амортизацией Rock Shox, система Shimano XT, колеса Hutchinson Toro. Дисковые тормоза. Короче это мотоцикл который хочет ехать 20-30км. Ппц, мне теперь и для него нужно все покупать. Шикарно! (€4500!)

Crescent Elgar 27,5 Electric Bicycle

Нравится:

  • Почти-топовые компоненты… которые впрочем такой дилетант как я все равно не оценит.
  • Мощный CX мотор и умная электрика от Bosch
  • Двусторонняя амортизация с регулировкой жесткости. Причем передняя вилка регулируется прямо с руля. (Это впрочем бессмысленно, т.к. на электровелосипеде можно не отключать амортизацию вообще, смысла нет.) Я уже успел ее опробовать на неровных поверхностях (горках в Ю-ПП) — ощущения просто супер.
  • Уровень сервиса в Швеции. Менеджер мазагина уточняла для меня детали заказа, приняла предоплату от постороннего человека, собрала и зарядила вел ровно к моему приезду. Что собственно не совсем про вел, а про бизнес в Замерзшей, но все равно круто.

Не нравится:

  • Цена :)
  • Неудобный руль. Как всегда, все те же проблемы: слишком низко, слишком далеко от меня. Гнуть спину не люблю, так что руль под замену.
  • Передняя вилка жутко тяжелая. Маневренность и резкость поворотов страдает. С этим ничего не поделать.
  • Колеса Hutchinson Toro, с которыми идет вел, имеют слишком квадратный профиль. Это делает резкие повороты просто опасными.
  • Высокая посадка, что обусловленно желинием держать мотор подальше от земли (но недостаточно — все равно можно цепнуть).
  • Ограничение по скорости 25км/ч. За где-то 150 евро можно «чиповать» вел но мне пока итак страшно.
  • Как всегда седло. Тут не ужасный трэш но все равно трэш.
  • У меня скрипит одна из педалей, плюс немного скрипит вилка. Надо разбираться, смазывать… Подшипники в вилке залил маслом, больше не скрипят. А вот снизу скрипит ошбивка мотора, и после разбора стало ясно что собрали его совсем криворуко — из 3х креплений на крышке используется только одно. С этим, кажется, ничего не сделать.

Riese & Muller Delite GX Rohloff

Новая, и надеюсь, последняя велоигрушка. Апогей электровелов, дальше только мотоциклы.

25_3[1]

Плюсы

  • Планетарная втулка Rohloff, т.к. дерейлеры «не нужны», и вообще внешнее переключение бесит, плюс звездочки загрязняются а эту штуку можно эксплуатировать лет 10

  • Две батарейки по 500wh = примерно 150-200км без подзарядки. Или в 2 раза меньше в режиме Tour, т.е. с комфортом по Финляндии, где постоянные, нескончаемые перепады высоты.

  • Bosch Nyon, интегрированный велокомп с цветным дисплеем, картами и всем таким.

  • Крылья и багажник! И это на двухподвесе!

Минусы

  • Конский вес, где-то 27кг

  • Вилка – Suntour Aion (пускай он и топовый), что как бы некруто, т.к. фирма «так себе». Поставлю rs как только надоест.

  • Колеса 2.35, а я бы не отказался от 27.5+ полуфэтов. Еслм буду менять переднюю вилку, возможно соберу Boost колесо, а вот заднее уже не заменить :)

  • Цена. Даже писать здесь не буду чтобы никого не пугать.

Written by Dmitri

14 июля 2016 в 0:50

%d такие блоггеры, как: