Воспоминания про универ

Я не фанат высшего образования. Я вообще не фанат организованного образования, т.к. в упор не понимаю, почему это вообще нужно организовывать в какую-то систему. В этом посте я постараюсь описать мой опыт в универе и прочих местах. Но в основном в универе.

Когда я пошел в универ, я уже умел программировать. На первом курсе, куча людей пришли вообще без опыта, и только осваивали Java. Я знал больше чем большинство, но меньше чем те, которые не только знали но еще и имели опыт. А такие тоже конечно были.

В то время, я считал что если ты уже не кодер когда тебе 18, то тебе поздно. Сейчас, смотря на современных детей, я понимаю что планка съехала вниз… дети сейчас программируют с начальных классов, и годам к 10 «написать программу» это для них нормальное явление, хотя конечно они еще не вкуривают программы так же системно, как мы. Но всякие Lego MindStorms и прочие плотно захавали из мозг, а С/С++ и Arduino на курсах робототехники тоже практически стали нормой.

Так вот, к 18 годам я попал в один из «топовых» универов Англии который, впрочем, специализируется в основном на электронике а не на comp sci. И я не сказать чтобы впечатлился тем, что я увидел, хотя свою университетскую программу на то время (2000-2003 год) я запомнил описательно.

В плане программирования у нас была Java и С++. Часть преподавалась как теория, часть как практика в лабораториях (которыми руководили всякие postgrads), а для особо продвинутых студентов (таких как я) были доролнительные занятия под названием Space Cadets где можно было написать что-то более сложное.

Если честно, меня не впечатлило ничего. Было очевидно, что преподавателям было глубоко пофиг на эту джаву, они витали в облаках своих абстрактрых hypermedia и язык знали ровно на том уровне, который им позволял что-то преподавать. При этом, те темы которыми занимались преподы были унылы, академичны и к реальной жизни не относились от слова совсем. Например, все пели песню про semantic web, двунаправленные гиперссылки и кучу всяких других абстракций которые индустрия никогда бы не вредила. Пожалуй это первый раз в жизни когда я почувствовал пропасть между академией и реальной индустрией которая делала что-то полезное.

Практически сразу же у нас начались такие бессмысленные предметы как «формальные методы» — это когда используешь языки формального описания программ которые позволяют, например, доказать их корректрость. Хорошо в теории, но если ты не разработчик NASA или Boeing, тебе такие навыки нафиг не нужны. Особенно при том что сами преподы не могли банально объяснить, как язык Z или B ложился на реальный код. Все это было выкинутым временем и можно было сжать до одной 45-минутной лекции. Хотя исследований на эту тему в академии тоже было уух. В этом предмете я впервые увидел препода, который заваливает тебя десятками статей. Это правда было факультативно, а то бы я повесился.

На первом курсе у нас также был семестр электроники, где мы с осциллоскопом и макетными платами делали что-то с простыми схемами. Этот предмет тоже меня не особо зацепил, просто потому что меня в то время не интересовалал электроника и я не знал как все это применить. В те времена еще не существовало литий-ионных батарей и вся тема с созданием портативной электроники только начиналась. О 18650 я в те времена не слышал.

Еще один предмет что у нас был это data structures and algorithms, который почему-то поместили в один семестр. Там были, в принципе, годные идеи о сложности и том какие структуры и когда использовать, но в то время меня интересовало только одно: как получить результат малой кровью. Напомню, что в то время Java была в зачаточном состоянии, структуры были нетипизированные (они и сейчас по факту нетипизированные, несмотря на дженерики) и все это выглядело немного адово.

У нас была дискретная математика и обычная математика (на достаточно базовом уровне — не «вышка» как в универах в РФ). Это как раз то что у меня получалось лучше всего, как ни странно.

У нас было 2 предмета связанных так или иначе с «логическим» программированием. В одном мы изучали Scheme (этакий LISP), в другом — Prolog. Оба эти языка мы прошли очень поверхностно, и я помню что преподам было очень неприятно когда я приставал к ним со всякими распросами. Мне кажется им самим было глубоко параллельно на все это.

В плане собственно software engineering у нас было несколько предметов. Был предмет Professional Issues который обсуждал всякие soft skills и всякую хрень которая происходит в индустрии, как нужно делать презентации, копирайт и прочие этические вопросы. Мимо меня это прошло все чуть более чем полностью.

Кстати, часть всей этой кухни была игра под названием software management game — достаточно безумное времяпрепровождение для студентов, этакий fantasy league, где нужно выбирать на что твоя компания потратит деньги каждую неделю чтобы завершить проект. Пользы от такого симулятора — почти нуль, но хоть был какой-то контекст чтобы пообсуждать как это все менеджится. Победителям, если я правильно помню, выдали кнут (!) в рамочке.

Групповой проект… эхх, это было немного жестоко конечно. На 3 курсе нам впятером нужно было сделать именно групповой проект, который подразумевал переиспользования уже готового куска чьего-то легаси кода для управления взлетно-посадочной полосой. Не суть важно что там было, я ринулся в код, в то время как другие участники этого процесса решили отдохнуть… ровно до того момента как руководство сказало что баллы за проект будут распределяться поэтапно путем голосования каждого из участников. Тут-то я подумал что все баллы должны быть мне, а коллегам минимум.

Все конечно встрепенулись и начали вкладывать хоть какую-то лепту в общий проект. При этом, пока все работали в notepad, у меня был JBuilder и эффективность моя была все-таки повыше. Также, в этом проекте у меня создался первый в моей жизни профессиональный конфликт. Интересно? Ок, рассказываю.

Из 5 человек в нашем проекте была одна девушка. Она занималась тем, что на каком-то сайтике своем рисовала каких-то смешных анимированных персонажей. Вот собственно и все. Были ли у нее скиллы собственно программирования или нет, никто не узнает, т.к. ее вклад непосредственно в сорцы был минимален.

Но вкладывать что-то ей все-таки хотелось, еще бы, перспектива остаться без баллов мало кого порадует. Так вот, она в какой-то момент решилась делать иконки для нашего приложения. Сделала она иконки и получилось у нее… плохо. Не то чтобы ад, но совсем плохо, так что я вместо этого просто взял готовые у меня где-то иконки а ля Word, всавил эти иконки, и собственно все.

Девушка эта очень обидилась. Она посчитала что я как бы нивелировал ее вклад в проект. Я спросил коллег по проекту, кто прав, но они политкорректно пожали плечами и посоветовали мне чтобы я «не парился».

Ну, как-то вся эта история замялась, но потом эта девушка напечатала отчет, который на самом деле должен был делать тот кто «вел» нашу группу (очередной graduate student), но она его написала для него и послала всем нам чтобы проверить. И я написал ей «честный» фидбэк про то где у нее какие ляпы, приправив мои комментарии изрядной долей D&D-юмора про unholy destruction upon us all и все в этом духе.

Вот тут девушка на меня обиделась уже не на шутку. Нужно понимать, в то время еще не было никаких oppression olympics, поэтому девушка по имени Донна просто написала мне грозное письмо с недовольствами и перестала являться на групповые втречи. Было очевидно, что критика ее сильно задела и она восприняла ее как нападение на ее личность. Вообщем, она рано или поздно вернулась в реальность, но все это было очень неловко, а я, как и мои друзья, не мог понять что это она с цепи сорвалась. Забегая вперед, скажу что все мои попытки работать с женщинами над совместными проектами провалились именно из-за излишней эмоциональности оных. Хочется больше профессионализма!

Отдельно хочется упомянуть мой индивидуальный проект. С 3го курса, как я уже говорил, я попал к психологам — атмосфера на психологии мне понравилась намного больше чем на comp sci, поэтому мой дипломный проект я сделал там, написав систему для проведения онлайн исследований в области психологии (система кстати проработала лет этак 10!).

Так вот, мой основной фейл был такой: в то время, вместо java applets, я использовал плагины Macromedia Authorware, ныне умершей технологии. И не подумал про то, что этот плагин не будет работать в стенах моего собственного факультета. Вообще нигде. Часть людей использовали Linux (а плагин был Windows-only), а на студенческих компах банально не было прав чтобы его запускать в браузере! Так что когда я пошел «защищаться», все пошло не очень хорошо. Я не помню какая у меня была оценка, но невысокая.

Конечно, за 3 года было много «элективов» разной степени булшитистости. Был французский язык (нужно было иметь хоть 1 гуманитарный предмет), странные предметы вроде Artificial Intelligence (прогулял все лекции, готовился за ночь, получил >50%), а также предметы которые я просто забыл.

Какой вывод — да простой вывод из всей этой истории. Универ — это какой-то потрясный способ сжечь 3 года жизни и денег и при этом получить минимом скиллов. Программировать меня не научили… я даже Java забросил на 3 курсе т.к. вышел C# а я всегда хотел работать только на Windows поэтому мне было пофиг на всю эту кроссплатформенность и иже с ним. А на С++ в универе никто не умел программировать тогда и не умеет сейчас. Единственное исключение — это русские! Поэтому они сейчас и рулят там HPC делами.

Будь я сейчас студентом, я бы пошел на математику. Это и сложнее, и более фундаментально, и не устревает, применимо много где. А программирование — это не наука. Это навык. Чтобы программы писать. Ведь ключевым вещам вроде отдадки или юнит-тестирования нас в универе не научили от слова вообще… да и сейчас студентов таким вещам не учат.

Универ офигенен для социалочки. Девушки, пьянки, свободная жизнь в общежитии. Все вот это. Я на 3 курсе посетил дай сотона 50% лекций, а то и того меньше. Были дни когда мы по 4 часа в день играли в теннис. Смотрели фильмы (DVD, тогда еще), играли в игры, я прочитал тонну кних R A Salvatore на своем выигранном PDA (мы заняли 2 место на конкурсе программирования Barclays Capital Programming Challenge), ну и всякие MtG/D&D в больших количествах.

Для социалочки хорошо, а для развития все это какой-то фарс. Да и в исследованиях там сплошной фарс, обман и бессмыслица. Так то. ■

P.S.: тем временем…

17 responses to “Воспоминания про универ”

  1. Вставлю свои 5 копеек по поводу командной работы. Прошло уже много времени, поэтому рассчитываю на понимание. То, как вы работаете в команде, реально раздражает. Вам просто хочется дать пощёчину за такое отношение и за полное отсутствие переговорных навыков, которое вы описали в случае с иконками.

    Вы настолько сфокусированы на результате, что прёте к цели как бульдозер, воспринимая других членов команды как обслугу, а своё мнение как некий абсолют. Девочка объективно плохо сделала иконки? Уверена, на третьем курсе вы объективно наговнокодили, просто в команде не нашлось ни одного человека, который бы вам сказал: “Дима, что-то ты тут нарукожопил, иди-ка ты нафиг со своим говнокодом”. Всегда можно сделать лучше. Девочка – не дизайнер, и вы – не бог разработки.

    Безусловно, здесь можно списать всё на перфекционизм, но перфекционизм – это болезнь, её лечат как часть обсессивно-компульсивного расстройства, это в любом учебнике по когнитивно-поведенческой терапии можно прочитать.

    Возвращаясь к девочке… конечно, вы были не правы. Если вам действительно хотелось протащить идею заменить иконки, нужно было перед тем, как их менять, хотя бы написать девочке маленькое письмо: “Маша, прости меня, пожалуйста, но я чокнутый перфекционист и задрот. Мне не понравились твои иконки, поэтому я не смог спокойно жить и заменил их. Теперь мне стало легче. Надеюсь на твоё понимание”. Всё. Никакого бы конфликта не было. Маша нормальный человек, она бы всё поняла. Главное, что про неё помнят и её воспринимают как субъект.

    Ещё хуже, когда вы проделываете такой финт ушами, пока другой человек занимается своей частью работы, думая, что его работа всё ещё нужна, а вы, не известив никого о своём решении, молча делаете по-другому. Это вообще неуважение к чужому времени. Если что-то не нравится, по-хорошему, нужно об этом говорить, говорить!, и решать проблему вместе, раз уж вы команда, иначе вполне ожидаемо, что вас будут ненавидеть.

    Эскалация конфликтов, игнор других людей (даже тех, кого вы сочли менее профессиональными, чем вы сами) и единоличное принятие решений (без утверждения на роль лидера) вас совершенно не красит. Мораль: обо всём нужно договариваться. Да, это порой дольше, да, это требует навыков, но это сделает жизнь всех лучше.

    Коммент написан не со зла, я вас ценю, люблю и уважаю, но в плане переговорных навыков у вас огромное пространство для роста.

    1. По-моему суть в том, что девочка была не на своем месте, а не в перфекционизе. Ну а то, что амбициозные люди любят щемить всех направо и налево за любой намек на профнепригодность это факт, особенно в околонаучной среде.

      1. Это в интерпретации Димы девочка была не на своём месте, а как оно там было на самом деле, никто не знает. Может быть это Дима был не на своём месте, потому что он не умеет работать в команде? Может быть, если бы Димы не было в команде, у ребят бы вообще всё сложилось хорошо и без напрягов? Я ничего не утверждаю, просто хочу, чтобы вы посмотрели на ситуацию с разных сторон.

        Для меня это история про в общем-то ожидаемый конфликт, неумело организованную командную работу + повод сказать Диме то, что хотелось сказать ещё очень давно.

      2. А по-моему, это просто солидарочка включилась :)

      3. Я правильно понимаю, что вы не видите здравого смысла в том, чтобы не поступать с другими так, как не хотите, чтобы поступали с вами? И для вас нормально, когда вашу работу молча авторитарно обесценивают без каких-либо комментариев?

      4. А мне кажется, что не стоит щадить чувства людей в проф. области. Это не детский сад всё таки) Если есть команда и девочка для неё бесполезна, то это проблема девочки, а не команды)
        И няньчеться с ней никто не обязан. На реальной работе таких просто увольняют. Но похоже, что в данном случае команда была сформировано преподом случайным образом, и от балласта в виде капризной девочки избавиться было нереально.

        P.s. Отмечу, что я вовсе не противник девушек в IT, и, в отличии от Дмитрия, у меня сложился в основном положительный опыт работы с противоположным полом. Но периодически попадаются так называемые “капризульки” как в описанной статье. И далеко не всегда это девушки)

      5. Если внимательно перечитать историю, там вся команда была бесполезна для Димы. Вся! Вся команда была для него балластом. Девочка просто привлекла внимание, проговорив своё недовольство тем, что её труд обесценили.

        Если говорить более общо, сейчас есть альтернативы деспотичным агрессивным коллективам, так называемые бирюзовые организации, ну или просто компании с принципом “не веди себя как мудак”, которые решают конфликты в более гармоничном ключе. И даже если речь идёт о недостаточном уровне профессионализма, увольнять можно тоже очень и очень экологично. И сообщать о своём недовольстве навыками можно очень экологично. Твоя команда – это твои внутренние клиенты. И если сегодня ты с ними некорректен, завтра это может вылиться в саботаж, в репутационные потери для компании и т.д.

        И почему мы вообще мыслим только в парадигме “работа”? Есть вариант фрилансить и находить заказчиков под свой уровень мастерства. Есть вариант создать своё дело и вообще избавиться от всех этих корпоративных игр. Реальный рынок – он разный, и далеко не ограничивается офисом и авторитарными организациями.

        У меня тоже были университетские проекты с девочками и мальчиками. И если я в команде была самой компетентной и делала весь проект в одно лицо, то сегодня я делилась баллами с другими членами команды (которые могли не делать ровным счётом ничего), а завтра я ничего не делала в других проектах и со мной так же делились баллами. Мы сохранили отношения и счастливо просуществовали до выпуска.

      6. Извините, конечно, но по моему вы прямо сейчас ведете себя некорректно) Вы зашли в чужой блог и очень активно пытаетесь выставить автора женоненавистником и чуть ли не деспотом от мира IT) Если вас что-то не устраивает, то никто же не мешает пройти мимо. Это всё таки блог, и если автор вам не симпатичен, то просто не читайте его статьи)
        Оставляя гневные комментарии раз за разом вы только выставляете себя такой же “капризулькой” как в описанной выше статье.

      7. Я создаю движуху. Без меня тут была бы унылая сосисочная вечеринка, а со мной – живой интересный срач. Если мне было бы плевать на Диму, я бы прошла мимо, это да. А так, автор мне очень даже симпатичен. Комментарии не гневные, не выдумывайте. Они полны любви, глубокого понимания индивидуальности автора и сочувствия. В каждый из них вложен труд, силы и время для того, чтобы попытаться ярко и красочно показать обратную сторону медали и предложить возможный выход из ситуации. Да кто бы мне писал такие комментарии!

    2. xskuznetsova, вы, видимо, никогда не делали групповых заданий в университете (может в российских вузах их нет), а если и делали, то роли этой девочки, которая рисует лого. Групповые задания в вузе наверно придуманы, чтобы научить людей коллаборации, но работает все наоборот – лучшие друзья становятся врагами, пары расстаются, все со всеми ругаются и т.д. Бесполезно это объяснять человеку, который сам через это не проходил.

      У вас какая-то необъяснимая фиксация на Диме. Закройте сайт и не заходите сюда больше никогда))

      1. В жизни всё по-разному бывает. Если у человека есть навык коммуникации, умение общаться в ненасильственной манере, умение грамотно конфликтовать, то описанных вами проблем не будет. Опыт групповых заданий в вузе у меня есть. Просто у меня другая жизненная философия, поэтому в вузе всё прошло как по маслу. Я щедрый человек, поэтому с лёгкостью примазывала к своей работе одногруппников. С нуля одна делала веб-сайты, сдавала их в качестве курсачей, примазывала к работе одногруппников, которые ровным счётом ничего не делали, объясняла им, что нужно говорить, чтобы создать видимость групповой работы и чтобы им тоже поставили высокие баллы. Потом одногруппники примазывали меня. Тот, кто поумнее, быстро раздуплил эту схему и до конца обучения ей пользовался. Таким образом, наше взаимодействие строилось на принципах взаимообмена.

        На курсе старше меня был товарищ, жутко жадный, делал всё сам, ни с кем не делился, был таким аутсайдером-одиночкой, его ненавидела вся группа. Ну, кто-то предпочитает такой путь. Флаг в руки.

        У Димы блог для мазохистов. Я уже потихоньку отхожу от какого-то вовлечения в его контент.

      2. Есть такая штука, “меритократия” называется, уже несколько десятилетий успешно используется в ИТ и не только чтобы отсеять зерна от плевел (или как там). Все описанное вами выше может и работает в академической среде, но тут же рушится в реальном мире.

      3. Дим, я изначально про другое вам хотела сказать, не про меритократию, а про способ и форму, в которую нужно упаковывать информацию, которую один человек хочет донести до другого человека, чтобы быть максимально ясным, чётким и понятным для него. В результате такой коммуникации вероятность того, что вы получите от него то, что вы хотите, возрастает в разы.

        Ненасильственное общение, о котором я упоминала ранее, – это настолько универсальная форма общения и подачи информации, что её можно использовать и в академической среде, и в реальной жизни. Она покрывает собой 80% всех ситуаций общения, которые только могут быть.

        В том общении и в той форме коммуникации, которую вы описали, на самом деле, нет какой-то великой идеи. Вы пытаетесь такую форму рационализировать красивым лозунгом “ради меритократии все средства хороши”, но на самом деле это общение “как бог на душу положит”. В каком-то смысле вы правы, потому что так общается большинство, вне зависимости от сферы деятельности или принципа управления организацией. В реальном мире мало кто задумывается о более эффективной и гуманной модели поведения.

        Обычно, когда нам что-то не нравится, и мы не очень хорошо это осознаём, мы сразу же, как только почувствовали какую-то эмоцию, импульс, позыв покоммуницировать с другим человеком, действуем по двум возможным вариантам. Если мы человека в большей степени боимся, то мы будем замалчивать какую-то часть информации и не раскрывать её полностью. Если мы не боимся этого человека, и у нас что-то вызывает гнев, у нас есть очень большая вероятность перекоса в сторону насильственного общения, то есть когда мы его обидим, наорём на него или навешаем на него какие-нибудь ярлыки и оценочные суждения.

        В результате и перекосы в сторону замалчивания, и перекосы в сторону агрессии приведут к тому, что отношения с человеком будут портиться, близость будет нарушаться или становиться менее качественной, потому что мы будем либо постоянно обижать других людей, выступая как психологические насильники и садисты, либо мы будем проявлять себя как жертва, которая не может настаивать на своих правах и защищать свои границы.

        То, что вы делаете, – это попытка пролоббировать психологическую агрессию как нормальную форму коммуникации при меритократии. Объективно, это мало того, что не нормально, так ещё и не эффективно. Вот суть моих комментариев.

  2. Какой толщины и из чего отсыпка под плитой ? Размер поля напоминает аэродром – каковы реальные размеры конструкции ? ))))

    1. Это какая-то подушка, вероятно из щебня, чтобы поднять фундамент относительно дороги. Насчет размеров — дом ровно такой чтобы вмещаться в текущие правила строительства жилых домов в садоводствах: метраж менее 500м, 3 этажа, одноквартирный, высота не более 20м.

      1. А где строитесь, если не секрет?

  3. И в Англии тоже ацстой!)))

Оставить комментарий